Рейтинг ужасающе неудачных рекламных кампаний, который мы приводим ниже, показывает, что даже серьезные корпорации порой наступают на грабли, которые опытные копирайтеры должны были бы предвидеть. В конце каждого пункта мы приводим «мораль»: какой именно ошибки нужно опасаться, чтобы не попасть впросак.
1. Nike, Write the Future
Рекламный ролик, который был заказан компанией для Чемпионата мира по футболу 2010 года, проходившего в ЮАР, был сделан талантливо и ярко. Кроме того, в нем снялись мировые звезды этого вида спорта — Вейн Руни, Криштиану Роналду, Дидье Дрогба… Да и зрителям он сперва глянулся — но чем больше дней проходило с начала чемпионата, тем больше насмешек вызывал ролик. Как ни странно, в случившемся — вина не только авторов рекламы, но и ее главных героев. Сюжет строился вокруг «эффекта бабочки»: смелый поступок каждого героя-футболиста кардинально менял результат игры. Беда лишь в том, что футболисты, которые были изображены в ролике героями, в реальных матчах, как назло, показывали себя не с лучшей стороны — на поле вели себя пассивно, голов забивали мало. Один из них, полузащитник бразильской сборной Рональдиньо, и вовсе не поехал на чемпионат. Окончательно испортило реакцию на ролик то обстоятельство, что команды тех стран, которые в ролике были показаны проигравшими (Испания и Нидерланды), в действительности заняли первое и второе места.
Мораль: Фантазия — дело хорошее, но лучше, если авторы рекламы не берутся предсказывать события
2. Sony PSP, Black vs. White
Неполиткорректная кампания умудрилась вызвать недовольство сразу двух рас. Технологическая корпорация решила поменять цвет своей знаменитой игровой приставки Sony PSP. Оригинальным цветом приставки был черный, но дизайнеры фирмы решили, что требуется выпустить модель еще и в белом цвете. Креативные рекламщики не придумали ничего лучше, чем изобразить конкуренцию между двумя цветовыми вариациями в виде серии поединков представителей европеоидной и негроидной рас. Возможно, это и выглядело порой вдохновляюще — например, скрытый эротизм присутствовал на плакате, где блондинка не слишком нежно хватает за подбородок афроамериканца. Но потребитель идею не оценил. Злые языки поговаривали, что идея рекламы родилась в головном офисе компании, в Японии, где процент белых и черных ничтожен, и их тонкие чувства жителю Страны восходящего солнца глубоко непонятны.