Нас периодически спрашивают: «что это за странный всплеск у меня в статистике — это склик?» Чаще всего пики на графиках вызваны естественными причинами. Но даже если речь идёт о мошенническом трафике, беспокоиться не о чем. Директ фильтрует фальшивые, или фродовые клики. Так что они не портят статистику размещения и ничего не стоят рекламодателям.
В этой статье мы отвечаем на вопросы, как устроена система многоступенчатой защиты от фрода в Директе и как она развивается, обучаясь на новых примерах склика. А в следующих постах расскажем о других технологиях, которые позволяют добиться высокого качества рекламного контакта. Например, об автоматической проверке видимости баннеров.
Что такое фрод
Фродом называют самые разные формы мошенничества с использованием информационных технологий, поэтому для начала разберёмся с терминами. Система антифрода Директа фильтрует три основных типа некачественного трафика:
1. Склик (кликфрод) — накрутка кликов с целью потратить бюджет рекламодателя. Возможность такого мошенничества вызывает больше всего вопросов и опасений.
По разным оценкам, в рунете на склик приходится от 10 до 30% трафика. Наши показатели обычно держатся в районе 20%. Эту цифру стоит читать так: "каждый пятый клик притворяется настоящим". А вот тезис "20% рекламного трафика оказались подделкой" не вполне честный — в реальности мошеннический трафик отсеивается, не влияя на статистику и бюджеты рекламодателей.
2. Скрутка — накручивание показов. Например, чтобы испортить CTR конкурентов. Как и поддельные клики, фальшивые показы не засчитываются системой.
3. Повторные и случайные клики. При просмотре объявления пользователь нередко делает сразу несколько кликов: по заголовку, визитке, быстрым ссылкам. Наверняка вы знаете, что в таком случае рекламодателю нужно заплатить только за один переход по рекламе. Отследить остальные, «повторные» — серьёзная задача для системы антифрода. Ещё клики бывают случайными: когда человек нечаянно нажал не на ту ссылку и сразу закрыл страницу. Повторных и случайных кликов фильтруется больше всего, хотя они и не являются мошенничеством.
В первых двух случаях речь идёт о злоумышленниках. Они бывают разными: одни скликивают чужую рекламу вручную, а другие используют роботов — программы, которые автоматически переходят по ссылкам и притворяются людьми. Директ успешно борется и с теми, и с другими.