Аэротрополисы - территории, на которых работают промышленные, логистические, технологические и другие предприятия, - развиваются вокруг авиационных хабов по всему миру. В России аэротрополисов пока практически нет: подобные планы существовали у руководства столичного "Домодедово", но активное строительство так и не началось. В начале марта консалтинговая компания Strategy Partners Group опубликовала доклад, в котором описала ключевые моменты развития аэротрополисов. "АвиаПорт" изучил доклад и поговорил с Партнёром Strategy Partners Group, главой практики "Недвижимость и строительство" Еленой Киселёвой о том, как развивать территорию вокруг аэропорта и почему государству важны такие инфраструктурные объекты.
- Начнём с ключевых факторов возникновения аэротрополисов. В докладе о развитии аэротрополисов, подготовленном экспертами Strategy Partners Group, говорится о таких факторах, как земля, транспортная инфраструктура, пассажиро- и грузопотоки, географическое положение. Все ли я перечислил? Или же мы можем говорить и о других предпосылках?
- Давайте сначала скажем, что такое аэротрополис. Это комплекс инфраструктурных объектов, который развивается вокруг аэропорта, и для развития которого аэропорт, в свою очередь, имеет большое значение. Какого типа может быть эта инфраструктура? Например, коммерческая недвижимость, то есть офисы, торговые и складские объекты, жилые комплексы, развлекательные объекты, в состав аэротрополиса может входить даже медицинский центр. Все зависит от того, какую роль играет или может играть отдельно взятый аэропорт в грузовых и пассажирских перевозках и в региональном развитии. Важны также особенности структуры экономики региона, в котором расположен аэропорт, является ли он промышленным, туристическим или научным центром.
- То есть ключевой фактор - это развитие вокруг аэропорта различных направлений экономической деятельности?
- Важна как региональная специфика, так и специфика самого аэропорта. Иными словами, и то, какие сектора экономики имеют преимущества для развития на территории региона, и то, насколько они заинтересованы в расположении рядом с аэропортом.
- Речь идёт о различных типах резидентов?
- Верно. И резидентов можно разделить на две группы. Первая - это непосредственно предприятия различных отраслей, вторая - комплекс поддерживающей инфраструктуры, который развивается вокруг предприятий и самого аэропорта, то есть жилая, социальная, развлекательная, транспортная и логистическая недвижимость.