РОССИЯ. Взять кредит в банке «Падун» или отправиться в путешествие с турфирмой «Иван Сусанин»? Вполне реально. Российские предприниматели творят без удержу. Но иногда перегибают палку.
Непристойная «суббота» взрывает рынок
В погоне за клиентом фирмы переступают тонкую грань между провокацией и скандалом. Так, красноярская компания по доставке японской еды стала известна на всю страну уже на следующий день после открытия. И все благодаря эпатажному названию. Неприличное для русского уха «ЁбиДоёби» в переводе с японского означает всего лишь «День недели – суббота».
– Мы могли называться «Имбирный день», – рассказывает предысторию совладелец Костантин Зимен. – Но однажды мы с друзьями сидели, курили кальян и под руку попался японский словарик. Листали его и наткнулись на это словосочетание. Честно скажу, мы серьезно сомневались, насколько допустимо такое название. Хотя мы не закладывали в него нецензурный смысл, в чем нас теперь многие обвиняют. Протестировали на друзьях. Половина сказали: «Вы с ума сошли», а вторая половина: «Да, классно, это взорвет рынок».
В итоге жители Красноярска разошлись во мнениях. Часть посчитала это хорошей шуткой, а часть возмутилась и коллективно подала жалобу в управление архитектуры города. Мол, вывеска с таким неблагозвучным названием оскорбляет взор. Экспертный совет Управления Федеральной антимонопольной службы начал проверку. И, несмотря на всю двусмысленность фразы, счел ее вполне пристойной.
Как говорят основатели фирмы, после такой пиар-кампании выручка выросла на треть. Теперь «ЁбиДоёби» планирует развивать успех во всероссийском масштабе. Компания решила продавать франшизы и открывать точки в разных городах. Заявки поступили из Петербурга, Екатеринбурга, Владивостока, Крыма. Вот только вряд ли у них получится зарегистрировать товарный знак (см. «Официально»).
Другой сети доставки суши повезло меньше. Компания из Кирова съюморила не так тонко и назвала себя «Шире хари». Нет, в переводе с японского это ничего не значит. Это наша русская игра слов. Роспатенту такой юмор не понравился, и регистрировать товарный знак ведомство запретило. Дальше потянулась череда судебных разбирательств. Но решение так и не удалось изменить.
Кстати, получать патент вовсе не обязательно. Но в компании хотели масштабного развития и защиты креатива от конкурентов. Не вышло…