«Я устала от однообразных закупок рекламы», — рассказывает Екатерина Шинкевич, проработавшая 10 лет в крупнейшем российском рекламном агентстве «Видео Интернешнл». В 2010 году она уволилась из компании, в которой рекламодателям предлагали интернет-площадки в довесок к рекламному времени на телевидении. Она решила, что этот рынок нельзя недооценивать и использовать по остаточному принципу.
С 2010 по 2012 год интернет-реклама стала основным двигателем роста российского рекламного рынка и с долей 19% вышла на второе место после телевидения (48%). Работать наемным менеджером Шинкевич не захотелось, и в конце 2012 года она основала компанию CPAExchange (ООО «Сипией Иксченч»), объединив несколько рекламных интернет-технологий в «одном окне», позволяющем клиентам точно попасть в свою аудиторию, не тратя деньги впустую.
В основе работы CPAExchange — получившая популярность модель cost per action (CPA), которая означает плату рекламодателя не за показ баннера и не за клик в системе контекстной рекламы, а за результат, то есть за пользователя, совершившего так называемый «лид» — целевое действие. Это может быть оставление контактных данных на сайте рекламодателя, заявка на покупку, заполненная анкета, «лайк» в соцсети и т. д. «Лид» — это уже почти клиент, за него рекламодатель готов заплатить в три и более раз больше, чем за клик, поясняет Шинкевич. Стоимость «лида» на рынке колеблется от 20 рублей за получение e-mail от потенциального клиента до 2000 рублей — столько стоит приобретенный с помощью рекламы покупатель. Для сравнения: клик на рекламный баннер в контекстно-медийной сети Google можно купить за 2 рубля.
Несмотря на высокие ставки, модель CPA привлекла рекламодателей. С начала 2013 года к услугам CPAExchange обратилось 500 клиентов из числа компаний финансовой сферы, интернет-магазинов, торговцев онлайн-игрушками и т. д. Один из первых клиентов, компания Mastercard, собирает 30 000 «лидов» ежемесячно, для Nestle итогом сотрудничества стали по 100 000 «лайков» в месяц в «Фейсбуке» и во «ВКонтакте», в онлайн-клубе Philips зарегистрировалось 2000 человек, а «Финаму» Шинкевич нашла трейдеров-новичков. Розничная сеть Enter только приступила к тестированию услуги CPAExchange, рассказала представитель Enter Екатерина Белоусова. По ее словам, для Enter привлечение одного покупателя по CPA оказалось в 2, 5 раза дешевле, чем при закупке рекламы с оплатой по кликам.